Ижевский киноклуб

 

ДЕЛИКАТЕСЫ / DELICATESSEN

Франция, 1991, 95 минут

режиссеры Жан-Пьер Жене, Марк Каро
оператор Дариус Хонджи
в ролях: Доминик Пинон, Мари-Лор Дуньяк, Жан-Клод Дрейфюс, Карин Вьяр, Марк Каро

Официальный сайт

Награды:
Французские национальные кинопремии Сезар за лучший полнометражный дебют, лучший сценарий, лучшую работу художника, лучший монтаж. Номинации на лучшую операторскую работу, лучшие костюмы, лучший звук, лучшую музыку, лучшую актрису второго плана, лучший актерский дебют.
Премии Каталонского Международного кинофестиваля за лучшую мужскую роль (Доминик Пинон), лучшую режиссуру (Жан-Пьер Жене, Марк Каро), лучший звук (Карлос Далессио), а также главная награда Каталонской ассоциации киносценаристов (Жан-Пьер Жене).
Золотой приз международного кинофестиваля в Токио
Премия Европейской киноакадемии за лучшую работу художника.
Приз зрительских симпатий кинофестиваля фэнтэзи "Фантазпорто".
Серебряный приз гильдии немецких артхаусных кинотеатров.

Ты - это то, что ты ешь.

Жан Жене:
- У меня была квартира. Прямо под моей спальней находилась лавка мясника. Каждое утро, в 7 часов, раздавался стук топора, и моя девушка как-то сказала мне: "Пора переезжать. Они режут наших соседей, и через неделю придет наша очередь". Я подумал: "Вот! Отличная идея!". Так появился наш первый большой фильм.

Итак, домовладелец хозяйничает в своей мясной лавке на первом этаже и кормит жильцов, которые являются и клиентами, и сырьем для продукции. Беда в том, что в них постоянно влюбляется близорукая и мышеподобная дочь мясника. В прошлом обычно гастрономия одерживала верх над романтическими устремлениями, но новый претендент на фарш произвел на нее такое сильное впечатление, что фарша не получилось. Мясник не может поверить в происходящее, но что-то заставляет его откладывать "разделку", пока соседи не начинают жаловаться на нехватку мяса в ежедневном меню…

Милые детали ласкают глаз. Женщина, собирающая из всей домашней утвари сложные приспособления для самоубийства. Два брата, делающие из консервных банок загадочные мычащие устройства. Старик, живущий в подвале и затопивший его водой, чтобы выращивать в нем лягушек и улиток. Подземная банда "троглодистов" - "они едят даже деньги!"

В комиксовую эстетику сюжета трансплантированы издевательские иллюзии на целые пласты французского кино от довоенного поэтического реализма до новой волны, а финальная сцена пародировала многочисленные фото и кинокадры разрушения берлинской стены. Все это переплавлено режиссерами в макабрическую феерию с паноптикумом смачно прорисованных персонажей и стилизованным апокалиптическим антуражем. "Деликатесы" поражают кинематографической виртуозностью режиссуры, отточенностью ритма и темпа, апофеозом чего стала сцена с ходящим ходуном домом (где обитают все персонажи фильма), под аккомпанемент скрипящей кровати с совокупляющейся парой.


Из интервью с Жаном-Пьером Жене:

Я написал вместе с Марком Каро две или три версии сценария, но отснять этот фильм в виде привычной нам короткометражной ленты было слишком дорогим удовольствием". Сделать "Деликатесы" полнометражной картиной оказалось хорошим решением: локаций много, а актерский состав небольшой. По сравнению с "Городом потерянных детей" фильм стоил немного, но дать на него деньги все равно никто не решался, и все из-за элементов фантазии. "Было очень трудно найти деньги - это заняло ровно год. Никто не хотел браться за "Деликатесы": все бредили только "новой волной"!", смеется Жене, имея ввиду движение во французском кинематографе 60-х годов, начатое Жан-Люком Гадаром и Франсуа Трюффо. В отличие от фильмов "новой волны", которые часто снимались черно-белыми и на натуре, действие "Деликатесов" происходит в смоделированном мире полуразвалившегося здания, получившем такой вид благодаря монохромным фильтрам и темным декорациям. "Мы с Каро хотели смешать различные культуры, - объясняет Жене свой подход к визуальному стилю фильма. Нам нравится старые ретро-работы французских фотографов, и мы хотели приблизить картину к ним, но добавить цвет." Главную роль в "Деликатесах" исполнил Доминик Пиньон. Его персонаж бывший конферансье в цирке, получивший работу ремонтника в этом здании, но не догадывающийся, что он - следующий в меню. Актер так естественен в этой роли (особенно в сцене, где он вздувает мыльные пузыри по просьбе девочки), что можно подумать, будто он и в настоящей жизни работает в цирке. "Нет, мы учили его выдувать пузыри, и скоро у него начало неплохо получаться", - говорит Жене. Однако научить актера - это было всего пол дела. "В день, когда мы снимали эту сцену, было очень жарко, потому что нашему оператору Дариусу Хонджи было нужно много цвета. У нас ничего не получалось, поэтому пришлось расставить на площадке множество вентиляторов с огромными кусками льда, чтобы хоть немного охладить воздух. Нам удалось начать съемки лишь к концу дня, и этот эпизод мы сняли за 35 минут".


Информация о режиссерах:
Жан-Пьер Жене родился 11 ноября 1955 года в Руане, Франция. После школы работал в телефонной компании - устанавливал новые аппараты (по другой версии -служил по почтовому ведомству).

Никогда не обучалася профессиональному фильммейкерству. В 1974 году на фестивале анимационных фильмов он познакомился с Каро, который выпускал журнал по анимации рисовал комиксы, и с ним лепил головы для марионеток... Накопив денег, друзья решили снимать фильмы из жизни марионеток. Все: и кукол, и рисунки, и декорации - делали сами; сами снимали, монтировали, озвучивали, переделывали...

Вместе они сняли свою первую картину (после полутора лет подготовки), "Бункер последней очереди" ("Le bunker de la derniere rafale"), где выступили как сценаристы, режиссеры, актеры, операторы и продюсеры. Этот короткометражный фильм вышел в 1981 году и на протяжении нескольких лет во Франции показывался вместе с первым фильмом Дэвида Линча "Голова-ластик" ("Eraserhead"). Таким образом, дуэт Каро - Жене быстро получает статус культового. Их первая полнометражная картина "Деликатесы" ("Delicatessen", 1991) закрепила их положение в кинематографе.

В 1995-м их второй фильм - "Город потерянных детей" - был представлен на Каннском фестивале. Кроме того, сам Жене работал постановщиком рекламных роликов и видеоклипов, а также кинокритиком. Писал, кстати, о первом "Чужом". А потом снял четвертого. Получив карт-бланш на съемку "Чужого", Жене так разволновался, что, летя в Америку, подумывал захватить самолет и повернуть обратно во Францию.

Своеобразной визитной карточкой режиссера по праву стала "Амели" (2001). За этот фильм Жан-Пьер Жене получил целый урожай призов. Кроме основных наград, фильм взял главные призы Канберрского, Чикагского, Эдинбургского, Карловы-Варского и Торонтского международных кинофестивалей; приз Синефеста, приз Синдиката французских кинокритиков, приз "Гойя" (Испания), приз "Независимого Духа", "Золотую Катушку" (приз звуковых редакторов кино, США), приз Ассоциации кинокритиков Торонто. И это не считая всевозможных номинаций!

Последняя работа Жене - только что вышедшая на экраны "Большая помолвка". Снятая на деньги американских продюсеров, она не утратила знаменитого фирменного стиля режиссера. В картине снялись практически все любимые актеры Жене, переходящие из фильма в фильм.

После "Города потерянных детей" дуэт Жене-Каро распался. "Мрачный гений" Марк Каро, работал над созданием типажей персонажей и эскизов для фильма "Видок". В настоящий момент занимается малобюджетными видеопроектами и электронной музыкой. Электронный дуэт "Cosmophonic", созданный Каро совместно с одним из пионеров французской хаус-музыки диджеем Sonic, во французской прессе его уже успели назвать самым удивительным электронным проектом последнего времени. В его уникальных треках ритмы хаус-, техно- и эмбиент-музыки смикшированы со звукозаписью полетов астронавтов в космос из архивов НАСА и научно-фантастических фильмов.

 

 

 
 
главная | расписание | рекомендуем | о нас | новости | архив | партнеры | форум