Ижевский киноклуб

О ФИЛЬМЕ:

 

КОРОТКИЙ ФИЛЬМ О ЛЮБВИ / KROTKI FILM O MILOSCI

6-й фильм цикла "Декалог", Польша. 86 мин, 1988 г.

Постер фильма "КОРОТКИЙ ФИЛЬМ О ЛЮБВИ / KROTKI FILM O MILOSCI"

авторы сценария:
КШИШТОФ ПЕСЕВИЧ
КШИШТОФ КЕСЛЕВСКИЙ

режиссер
КШИШТОФ КЕСЛЕВСКИЙ

оператор
ВИТОЛЬД АДАМЕК

композитор
ЗБИГНЕВ ПРЕЙСНЕР

продюсер
РЫШАРД ХУТКОВСКИЙ

в ролях:
ГАРЖИНА ШАПОЛОВСКА
ОЛАФ ЛЮБАШЕНКО
СТЕФАНИЯ ИВИНЬСКА
ПЕТР МАХАЛИЦА


НАГРАДЫ И НОМИНАЦИИ

Национальный кинофестиваль в Гдыне, Польша, 1988: гран-при "Золотой лев", а также призы за лучшую операторскую работу (Витольд Адамек), лучшую актрису (Гаржина Шаполовска) и лучшую актрису второго плана (Стефания Ивиньска).

Награды международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне, 1988: приз международного католического жюри, специальный приз жюри.

Международный кинофестиваль в Сан-Паоло, 1989: приз зрительских симпатий в категории "Лучший фильм".

 

Кадр из фильма "КОРОТКИЙ ФИЛЬМ О ЛЮБВИ / KROTKI FILM O MILOSCI" По поводу шестой части цикла "Декалог", по-своему соотносящегося с десятью ветхозаветными заповедями, неслучайно могут возникнуть сомнения, к тому же спровоцированные и ее запутывающим названием. Утонченный, нежно-печальный, элегически-сострадательный рассказ о робкой, беззащитной любви в мире разобщенности, дефицита человеческих чувств, пошлости и грубости реальной жизни неизбежно вызывает в памяти уже новозаветную добродетель из нагорной проповеди Иисуса Христа: "Возлюби ближнего своего". И никак не хочется согласиться, что "Короткий фильм о любви" является как бы "экранизацией" более категоричных, запрещающих максим старца Моисея: то ли "Не пожелай жены ближнего своего", то ли "Не прелюбодействуй" - суть, в общем, одна и та же.

Трудно не проникнуться истинным сочувствием к застенчивому, скромному 19-летнему Томеку, который живет на квартире уехавшего друга и, получив от него в "наследство" также подзорную трубу, наблюдает за окнами противоположного дома, таким образом влюбившись на расстоянии в 30-летнюю Магду, часто приглашающую к себе мужчин по вечерам. И вновь происходит смещение акцента - персонаж, преступивший святую заповедь, выглядит живым человеком, со вполне простительными слабостями и заблуждениями, самостоятельно, хотя и запоздало осуждающим себя за прегрешения. А Магда, косвенный "участник греха" (или же сама прелюбодействующая, косвенно напоминающая Марию Магдалину?!), не может не осознать, что неожиданно влияет своими поступками на чужую судьбу и подталкивает совсем постороннего человека к попытке самоубийства.

Извечный вопрос "Кто виноват?" теряет свой смысл. Грешен ли Томек, подглядывающий за любимой женщиной, с которой даже не решается познакомиться? Аморальна ли Магда, ведущая не очень праведный образ жизни, все-таки цинично и унизительно обошедшаяся с по-юношески наивной влюбленностью своего молодого соседа? Или же безнравственно в первую очередь общество, которое заставляет нас чуть ли не во всем довольствоваться суррогатом - от блочных неотличимых домов до превратившихся в эрзац человеческих чувств, вынуждает лишиться доверия и уважения друг к другу, терпимости, такта и деликатности в общем существовании, в едином "общебытии" (поскольку слово "общежитие" давно утратило свое высокое философское значение)?!

Кадр из фильма "КОРОТКИЙ ФИЛЬМ О ЛЮБВИ / KROTKI FILM O MILOSCI" В том, как судьба сводит вместе людей, испытывая, искушая, ставя перед необходимостью выбора и совершения тех или иных поступков, определяющих для всей жизни, в том, как раскрывается тесная связь прежде далеких один от другого, легко увидеть ссылку на абсолютную детерминированность, заранее обусловленную зависимость всего происходящего от некоего рока, высшего предназначения, воли Создателя, Божественного Провидения. А следование библейским заповедям выступает как единственная гарантия, предохранение Господне от ошибок и опасностей, от всех "лукавых соблазнов", подстерегающих неопытные души. Но будучи католиком по воспитанию, моралистом по убеждениям и художником, всегда тяготевшим к подробному, детальному, психологически точному анализу нравственных проблем, взаимоотношений людей между собой и с обществом, Кшиштоф Кесьлёвский в большей степени верит во внутреннюю логику жизни, в самого человека. Люди все-таки способны без внешнего принуждения, страха наказания (вплоть до угрозы смерти), а находя в себе скрытые силы, "резервы души", противостоять житейским искушениям, отказываться от бесчестного пути, прислушиваясь к голосу собственной совести. И победа добра над злом (если мыслить такими общими категориями), а на уровне обыденной жизни - в нравственных поступках человека, в естественном соблюдении всех выработанных человечеством за долгие века норм поведения, все же невозможна только в одиночку, без поддержки и участия, сопереживания и понимания других людей и всего человеческого сообщества. Нельзя быть святым, морально чистым, не прегрешившим в мире, где существуют грех, несправедливость, зло.

Постер фильма "КОРОТКИЙ ФИЛЬМ О ЛЮБВИ / KROTKI FILM O MILOSCI" "Короткий фильм о любви" кажется проще и безыскуснее яркого по форме, сложного по композиции, причудливого по стилю "Короткого фильма об убийстве". Конечно, есть определенный изыск и в том, как меняются местами Томек и Магда. И вот уже эта женщина, которая почувствовала жестокость своего обращения с юношей, прониклась состраданием после его глупого желания уйти из жизни, начинает сперва из любопытства, а потом и напряженно вглядываться в окуляр подзорной трубы - именно из квартиры Томека и как бы уже его глазами постигая себя, обретая острую потребность в утешении, отпущении грехов отнюдь не в сакральной, а в душевной исповедальне человеческих чувств.

Эта лента - действительно о любви, о той тонкой и непрочной нити, которая внезапно связывает двоих, ранее одиноких, помогая им по-человечески уцелеть, вместе пройти уготованный путь. Но прежде всего - картина о любви человека к человеку, когда некто другой уже выключен из толпы, отделен от множества рядом живущих, приближен благодаря увеличительному стеклу, вышел на крупный план. Любить, по мысли Кесьлёвского, означает сделать кого-то дальнего ближним своим. Апостольская антиномия "как в зеркале"-"лицом к лицу" отражает неизбывную тоску по недостижимому идеалу в постижении Бога, истины человеческого существования, другой личности. Но любое усилие по преодолению отчужденности пространства и мира (через любовь к отдельному индивиду - любовь ко всему человечеству) все равно способствует "очищению тусклого стекла", позволяет "не отступаться от лица". Придуманный режиссером вроде бы немудреный прием с подзорной трубой дает удивительную возможность для метафорического, метафизического истолкования, в общем, банальной истории, наполненной мелочами быстротекущей, сиюминутной, непримечательной жизни, "среднеевропейской", типичной для горожан ХХ века.

С.Кудрявцев
28.06.1999

 

 

О РЕЖИССЕРЕ КШИШТОФЕ КЕСЛЕВСКОМ

Жизнь: 27 июня 1941 - 13 марта 1996

Кшиштоф Кесьлевский

Кшиштоф Кесьлевский родился в Варшаве, Польша. Окончил режиссерский факультет Лодзинской киношколы в 1969. Во время учебы снял короткометражные ленты "Трамвай", "Учреждение", "Концерт по заявкам", "Съемка". Затем работал на студии документальных фильмов в Варшаве, снимал остропублицистические социальные картины - "Из города Лодзи" (From The City Of Lodz, 1969), "Я был солдатом" (1970), "Фабрика" (1970) и самый значительный из фильмов так называемого "нового документализма" начала 70-х годов - "Рабочие-71: ничего о нас без нас" (совместно с Т. Зыгадло), другая версия - "Хозяева".

В то же время Кесьлевский поставил короткометражку "Подземный переход" (1973) и телефильм "Персонал" (Personel, 1974, главный приз на МКФ в Маннгейме-75), открывающие "игровой" период его творчества, хотя режиссер не ушел из документалистики и в последующие годы, чему свидетельством такие известные ленты, как "Первая любовь" (1974, специальная премия на МКФ в Кракове), "Биография" (1975), "Больница" (1976, главная премия на МКФ в Кракове), "С точки зрения ночного сторожа" (1977, премия ФИПРЕССИ на МКФ в Кракове, премии на МКФ в Нионе и Лилле-79), "Семь женщин разного возраста" (1978), "Болтающие головы" и "Вокзал" (1980). В 1976 году он создает первый полнометражный игровой фильм "Шрам", во многом перекликающийся по тематике и стилистике с документальными работами, а следом - острую публицистическую ленту "Спокойствие" (Spokoj, 1976, выпуск - 1980), одну из первых работ "кинематографа морального беспокойства", безусловным художественным и нравственным лидером которого становится Кесьлевский.

Кшиштоф Кесьлевский Заметный переход творчества режиссера к синтезу парадокументальной поэтики и более метафорической драматургии начинается в картине "Кинолюбитель" (Amator, 1979, главная премия поровну и приз ФИПРЕССИ на МКФ в Москве; главная премия на МКФ в Чикаго-80), сделавшей его имя известным и за пределами Польши. В период "Солидарности" (Кесьлевский был в 1978-1981 вице-председателем Союза польских кинематографистов, сыгравшего заметную роль в поддержке первого независимого профсоюза Восточной Европы) снимает картину "Случай" (Przypadek, 1981, выпуск - 1987) и телефильм "Короткий рабочий день" (Dlugi dzien pracy, 1981), в которых наряду с политической ангажированностью режиссера проявилось и его стремление найти новую стилистику.

Закончившейся эпохе "Солидарности" посвящена аллегорическая лента "Без конца" (Bez konca, 1984), после чего в творчестве режиссера наступает трехлетняя пауза, из которой выходит совершенно иной Кесьлевский, всемирно известный режиссер, лауреат бесчисленных кинопремий. В 1988 появляются на экране киноверсии двух серий его телевизионного "Декалога", представляющего собой своеобразный перевод библейских заповедей на язык светского кинематографа - "Короткий фильм об убийстве" (премия жюри и приз ФИПРЕССИ на МКФ в Канне, премия "Феликс" за лучший европейский фильм) и "Короткий фильм о любви" (специальная премия на МКФ в Сан-Себастьяне, приз на МКФ в Чикаго). Эти фильмы предваряли выход на телеэкран остальных восьми новелл "Декалога". Проект, не имевший прецедентов в мировом кино, открыл в творчестве Кесьлевского новую черту - склонность к серийности, к драматургическим панорамам, рассматривающим сюжет как бы с разных сторон.

Это произошло, в частности, с картиной "Двойная жизнь Вероники" (La double vie de Veronique, 1991, Франция - Польша, премия экуменического жюри на МКФ в Канне) и в еще большей степени в последней работе режиссера, тоже снятой в сотрудничестве с французскими продюсерами - в метафизической трилогии "Три цвета": "Голубой" (Blue (Kieslowski), 1993, главная премия на МКФ в Венеции), "Белый" (White, 1993, премия на МКФ в Берлине-94) и "Красный" (Rouge, номинация на "Оскар" за сценарий и режиссуру), отмеченной во Франции в 1995 премией имени Жоржа Мельеса. После завершения трилогии Кесьлевский объявил об окончательном уходе из кино, но все-таки продолжал работу над сценариями следующей символической трилогии "Ад", "Чистилище", "Рай". Однако работу эту прервала смерть.


Кадр из фильма "КОРОТКИЙ ФИЛЬМ О ЛЮБВИ / KROTKI FILM O MILOSCI"

Кадр из фильма "КОРОТКИЙ ФИЛЬМ О ЛЮБВИ / KROTKI FILM O MILOSCI"

Кадр из фильма "КОРОТКИЙ ФИЛЬМ О ЛЮБВИ / KROTKI FILM O MILOSCI"

kinomost.ru

 

 

 
главная | расписание | рекомендуем | о нас | новости | архив | партнеры | форум