Ижевский киноклуб

О ФИЛЬМЕ:

 

ДЖЕРРИ
GERRY

США, Аргентина, Иордания, 2002, цветной, 103 минуты, закадровый перевод

Постер фильма "ДЖЕРРИ / GERRY"

авторы сценария и монтаж:
МЭТТ ДЕЙМОН
КЕЙСИ АФФЛЕК
ГАС ВАН СЕНТ

режиссер
ГАС ВАН СЕНТ

оператор
ХАРРИС САВИДЕС

музыка
АРВО ПЯРТ

в ролях:
МЭТТ ДЕЙМОН
КЕЙСИ АФФЛЕК

 

ПРИЗЫ И НАГРАДЫ

Специальное упоминание Международного кинофестиваля в Торонто за визуальное совершенство, Канада, 2002

Награда сообщества кинокритиков Нью-Йорка за лучшую операторскую работу, США, 2003.

Две номинации американской премии независимого кино Independent Spirit Award: за лучшую операторскую работу и лучшую режиссуру, Калифорния, США, 3002.

Участник конкурсной программы Международного кинофестиваля в Локарно, Швейцария, 2002.

 

 

Кадр из фильма "ДЖЕРРИ / GERRY"

"Джерри" - фильм о вечности природы и о временном присутствии в ней человека.
Потому что не планета - декорация для людей, а люди - её электрогирлянды, которым суждено вскоре перегореть

Гас Ван Сент

Два беспечных молодых человека приезжают в калифорнийскую Мертвую долину в поисках некой мифической "thing". Через некоторое время они решают, что мифическая "thing" того не стоит, поворачивают назад, но… естественно, пути назад нет.
Всё оставшееся время они блуждают в почти идеально-красивой обстановке безжизненной пустыни, пронизанной потусторонними вздохами, шорохами, шумами и голосами то ли птиц, то ли демонов. Пустыни, которая, пожалуй, является главным персонажем в этой поистине странной картине. Предполагается, что они просто потерялись, но на самом деле это неважно. Может быть, они разбились в своем стареньком "мерседесе", брошенном у дороги, и эти 103 минуты - последний, предсмертный трип угасающего сознания?

Фильм посвящен памяти Кена Кизи (Ken Kesey), снимался практически без сюжета, в нём нет спецэффектов, тщательно расписанных сцен. Медитативный нон-экшн (занятны попытки прокатчиков охарактеризовать жанр фильма: и тебе комедия, и драма, и road movie), снятый по правилам "от противного" - так кино не снимают, значит так снимает отрекающийся от своего голливудского опыта Гас Ван Сент. Все 103 минуты мы наблюдаем, как друзья, называющие друг друга Джерри, бродят по пустыне в поисках выхода из ловушки. Они идут, карабкаются по камням, сидят у костра, забираются на холмы, падают, снова бредут…

Никакого "джеклондонства", сильных личностей и "настоящих" с большой буквы ситуаций - ничего такого, парни вообще отошли от машины на 15 минут, даже и не думая переодеться или захватить воды.

Этот фильм вряд ли стоит смотреть и пытаться понять, его стоит просто смотреть; визуальный ряд, даже с примесью (затихшего-таки напрочь через полчаса) шумного зала, способен ввести человека чувственного в необычное, необъяснимое состояние. Страх перед вечностью? Восторг перед красотой? Скорее какое-то бесконечное, всеприемлющее спокойствие.

Спокойствие огромного мира, в котором "всему есть место", в котором ничто не предсказать, в котором ты уже успел завоевать Фивы. Мира, в котором игра, безусловно, стоит свеч. В котором для того, чтобы умереть, достаточно сказать: "Я ухожу". В котором пустота также полна и значительна, как и содержание.

по материалам Глеба Калинина

 

Кадр из фильма "ДЖЕРРИ / GERRY"

Мэтт Дэймон и Кейси Эффлек играют двух приятелей Джерри и Джерри, заплутавших в калифорнийской Долине Смерти. Летним утром они съезжают с трассы, паркуют машину и, отмахнувшись от тропы туриста и неизбежного соседства бойскаутов, углубляются в дикий простор, спрыгивают с подмостков культурного контекста прямо на индифферентно шуршащий песок. Им, постепенно теряющим ориентиры, влагу и охоту к прибауткам, - слоняться по пустыне с различной скоростью, степенью энтузиазма и склонностью к галлюцинациям. Нам - завороженно следить, как миля за милей Гас Ван Сент расправляется с традиционным фильмом дороги, вынимая из идеи движения все ее желтые кирпичи. Чистая работа, которой позавидовали бы знатные ассенизаторы смыслов, произведена им с какой-то последней прямотой. В остатке кристаллизуется свободная кинематографическая пластика, складывающаяся из синхронности и контрапункта шагов, зависаний, рывков, запаздываний, кружения и непрерывности долгих, как день без воды, планов.

Обладай Гас Ван Сент расстроенным воображением, кинорепертуар пополнился бы еще одним болезненно романтическим триллером, привычно живописующим конфликт сомнамбулы-природы с человеческими ценностями. Сюжет "Джерри" неочевиден, но он есть, и строит его не экзальтированная рефлексия по поводу равнодушного, неотзывчивого мира, который неизменно игнорирует претензии человека на аудиторию. Скалы не смотрят на нас с угрозой, птицы не оставляют человеку надежды сорвать аплодисмент за его героический эквилибр на грани жизни и смерти, ящерицы просто направляются к месту спаривания, а суслики - к водопою.

Там, где другие, подобно немцу Херцогу, анимируют ландшафт, делегируя несвойственные тому страсти, Ван Сент избегает суеты значений. Он будто отключает интерпретационный аппарат, предлагая зрителю сконцентрировать свое существование единственно в зрачке.

И тут прервать просмотр на основании того, что вот уже сорок минут в фильме ничего не происходит, все равно чтопрервать любовный акт по причине того, что все мысли куда-то разбежались.

Ван Сенту, убежденному "инди", не хуже нас известно, насколько невелик ресурс личной независимости в столь хорошо структурированном и готовом к употреблению мире. Герои его ранних фильмов предпочитали растиражированной норме свой собственный штат Айдахо, наркотический трип, этакий люмпен-эскапизм. В "Аптечном ковбое" Ван Сент показал, насколько нежна оболочка реальности, сковырнуть которую можно самым обыденным жестом - бросив на обычную кровать обычную мятую шляпу.

Сегодня и этот жест коммерчески реализуем, а значит, эмансипироваться от образных систем, мутировавших в торговые коды, возможно только в одном случае - напрямую обращаясь к телу зрителя, его соматике. Выпихивая персонажей и зрителей в "джерристранство", где нет ничего, кроме трения оболочки о раскаленный воздух и минималистского звучания Арво Пярта, продолжающего вибрации ландшафта, предпочитая грамматические конструкции смысловым, Гас Ван Сент предлагает печенкой прожить эту позитивную пустоту, пока миражи грифов не выклевали глаза оставшимся на песке.

Вероника Хлебникова, ozon.ru

 

 

ГАС ВАН СЕНТИНТЕРВЬЮ С РЕЖИССЕРОМ ГАСОМ ВАН СЕНТОМ

Джерри - обычное имя. Но когда давние дружки Мэтт Дэймон и Кейси Эффлек (младший брат Бена) произносят его, это означает что-то вроде "придурок". Как-то они болтали с Гасом Ван Сентом, у которого снимались в "Умнице Уилле Хантинге". И Дэймон рассказал о двух пацанах, заблудившихся в походе. Так родилась идея очень малобюджетного, малонаселенного и странного фильма.

Всю картину двое героев - Джерри, так их зовут, одного и второго, - бредут по пустыне, потом один выбирается к шоссе, а другой, похоже, нет...

Ван Сент, нестареющий аптечный ковбой, встретил меня в мрачновато-аскетичном офисе артхаусной прокатной фирмы "ДУМАЙ-фильм" (THINKFilm). Сверху, с труб бойлерной, что-то горячее капало, за стеной что-то жестяное брякало, а мы разговаривали.

Храбрый вы человек - снимаете обреченное на непонимание кино.

Почему обреченное? Я показал его школьникам. Одни весь просмотр в видеоигры играли и болтали по мо-билам, другие сидели как вкопанные и просились на следующий сеанс.

Ваши Джерри ищут и никак не могут найти дорогу. Вас интересует поведение в стрессовой ситуации?

Меня не волнует туристический аспект - как отыскать спасительную тропу и т.п. Важнее медитация, состояние тихого транса.

Мифология пустоши? Как у Вендерса в фильме "Париж, Техас"?

Никогда об этом не думал.

Какой смысл брать в авангардный проект лицо-клише Мэтта Дэймона?

А разве у Брандо не лицо-клише? Но в фильмах, даже плохих, он всегда разрушал собственный стереотип.

Вы вернетесь в мейнстрим или пойдете еще дальше от него?

Мне все больше нравятся маленькие вещи. Я восхищаюсь режиссерами, которые укладываются в $200 тысяч. Кристин Вашон и Killer Films снимают в среднем за полторы сотни тысяч, здорово. И, кроме прочего, не напрягает при принятии решений. Правд хотя "Джерри" и рукодельное кино но все равно бюджет фильма вылился в $3 миллиона.

В числе ваших любимых режиссеров - Шанталь Аккерман, Фасбиндер, Дерек Джармен, Бела Тарр. Можете продолжить список?

Еще Тарковский и Александр Сокуров. Правда, умом я до конца не понимаю ни первого, ни второго - что-то важное теряется при переводе. В следующем моем фильме "Слон", о насилии в школах, я почти незаметно делаю посвящение Сокурову - меня сильно вдохновила одна сцена в его "Тихих страницах". Размышление очень важно и не скучно для русского сознани В России главному герою почетно умереть в конце фильма. А в Америке главному герою редко дают умереть

Олег Сулькин, "Premiere", 2003 г

 

О РЕЖИССЕРЕ

Гас Ван Сент младший (англ. Gus Van Sant, Jr.; родился 24 июля 1952 в Луисвилле, Кентукки, США) - американский кинорежиссёр, сценарист, фотограф, музыкант и писатель. Один из классиков независимого американского кино.

Гас Ван Сент мл. - потомок состоятельных голландских эмигрантов, родился 24 июля 1952 года в городе Луисвилль, штат Кентукки, США. Образование получил в Род-Айлендской художественной школе, где обучался по специальности рисование и кино. Там же Ван Сент увлёкся сочинением музыки. Одноклассниками Ван Сента тогда являлись Дэвид Бирн, Тина Веймаут и Крис Франц, позднее образовавшие известную группу "Talking Heads" (в переводе "говорящие головы"). В начале 1980-х Ван Сент переехал в Портленд, где познакомился с Уильямом Берроузом и создал недолго просуществовавшую группу "Destroy All Blondes" (в переводе "убей всех блондинок"). Позднее, в 1990-х, Ван Сент снял несколько музыкальных видеоклипов для Дэвида Боуи и группы "Red Hot Chili Peppers".

В начале своей кинокарьеры Ван Сент работал ассистентом у Роджера Кормана и увлекался творчеством Стэнли Кубрика. Как режиссёр и сценарист Гас Ван Сент дебютировал в 1985 году с чёрно-белой гей-драмой "Плохая ночь". Фильм был снят Ван Сентом на собственные деньги (всего около 25 тысяч долларов) и сделал Ван Сента культовым режиссёром в гей-среде. Первый большой успех пришёл к Ван Сенту в 1989 году после фильма "Аптечный ковбой" с Мэттом Диллоном. Так что в 1991 году Ван Сент пожаловал на Венецианский кинофестиваль с фильмом "Мой личный штат Айдахо" уже в качестве знаменитости. "Мой личный штат Айдахо" - это пронзительный "роуд-муви", в котором свои лучшие роли сыграли Киану Ривз и Ривер Феникс. Этот фильм сделал Ван Сента почти что живым классиком. В 1993 Феникс погиб от передозировки наркотиков, а с ним погиб и проект фильма об Энди Уорхоле, в котором Ван Сент отводил Фениксу главную роль. Памяти Феникса Ван Сент посвятил свой следующий фильм "Даже ковбойши иногда грустят".

В 1998 году Ван Сент был номинирован в категории "Лучший режиссёр" на премию Американской киноакадемии Оскар за фильм "Умница Уилл Хантинг" (англ. "Good Will Hunting"). Продюссировал нашумевшую независимую киноленту "Детки" (англ. "Kids", 1995). Ван Сент написал ряд сценариев к фильмам и роман "Розовый" (англ. "Pink", 1997). Также в США был опубликован альбом его фотографий под названием "108 портретов" (англ. "108 Portraits", 1993) и выпущены два музыкальных альбома: "Гас Ван Сент" (англ. "Gus Van Sant") и "18 песен о гольфе" (англ. "18 Songs about Golf", 1999).

В начале XXI века, уже обласканный голливудом, Ван Сент вернулся в альтернативное независимое кино. Первым фильмом его нового, радикального в своей эстетической бескомпромиссности стиля стал фильм "Джерри", а в 2003 году ван Сент получил Золотую пальмовую ветвь на кинофестивале в Каннах за ленту "Слон" (англ. "Elephant"). Основой сюжета "Слона" стала кровавая бойня, учинённая школьниками в колледже "Колумбайн". Но этот фильм далёк от документальных опытов Майкла Мура, "Слон" скорее фильм-балет, абстракционизм в киноискусстве. А в 2005 году Ван Сент снял фильм "Последние дни" о самоубийстве звезды гранджа, похожей на Курта Кобейна.

Последние три фильма Ван Сента являются частями одной трилогии - трилогии о крайней изоляции. "Джерри" повествует о физической изоляции, "Слон" показывает изоляцию в обществе, а "Последние дни" отражают изоляцию внутреннюю, ментальную.
В настоящее время Ван Сент живёт в штате Орегон, США.

wikipedia

Кадр из фильма "ДЖЕРРИ / GERRY"

Кадр из фильма "ДЖЕРРИ / GERRY"

Кадр из фильма "ДЖЕРРИ / GERRY"

Кадр из фильма "ДЖЕРРИ / GERRY"

Кадр из фильма "ДЖЕРРИ / GERRY"

 

 

 

 
 
главная | расписание | рекомендуем | о нас | новости | архив | партнеры | форум